Об РГБМ — в комиксе

Юлия Наумова, Александр Кунин

В Российской государственной библиотеке для молодёжи создали визуальный путеводитель в жанре комикса «Я иду в библиотеку!». В чём особенность этой рисованной истории, какая методика лежит в основе, кому и как поможет путеводитель — в нашем материале.

Визуальный путеводитель «Я иду в библиотеку!» — рассказ о путешествии по Российской государственной библиотеке для молодёжи и о том, какие услуги и возможности открываются для её посетителей. Он создан в жанре рисованной истории — комикса — и состоит из иллюстраций, точно отражающих интерьер залов библиотеки, предметы и детали, которые сопровождаются комментариями героя. 

Применение комиксов в методической библиотечной практике — явление не новое, и многие учреждения культуры сегодня создают подобные материалы — это ещё один способ заинтересовать пользователей и в игровой, непринуждённой форме донести до них важную информацию. В чём же особенность комикса «Я иду в библиотеку!», рассказывающего об РГБМ? 

В основе этого визуального путеводителя лежит метод социальных историй, который был создан и впервые описан в 1991 году американской исследовательницей Кэрол Грей в книге «Социальные истории: инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом». Социальные истории — это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как себя следует вести. Как правило, социальные истории содержат иллюстрации — фотографии или картинки, как в нашем случае. Этот метод доказал свою эффективность в работе с детьми и подростками с расстройством аутистического спектра (РАС) и сегодня активно применяется в целях социальной адаптации и развития социальных навыков у людей с РАС. Иными словами, социальная история — это визуальный навигатор, который подробно и наглядно рассказывает о том, что ожидает человека в библиотеке, какие возможности открываются для него здесь, какие правила существуют на территории учреждения и к кому можно обратиться за помощью в случае необходимости.

Зачастую социальные истории размещены на сайтах крупных учреждений культуры — музеев, библиотек и культурных центров, которые развивают доступную среду, создают инклюзивные проекты и стремятся привлечь внимание посетителей, в том числе с ментальными нарушениями развития. Размещённая в открытом доступе социальная история позволяет знакомиться с новым пространством заранее, а значит, помогает снизить тревогу и риск непредвиденных ситуаций, а после первого посещения — стать самостоятельным посетителем и пользователем услуг библиотеки. 

Использование рисованных историй, или комиксов, в работе с людьми с ментальными особенностями имеет ряд преимуществ. Например, в случае с текстом, осмыслению полученной информации предшествует его расшифровка, восприятие же визуальных образов осуществляется ещё до момента их осознания. Увидев последовательность изображений, читатель-зритель как будто становится свидетелем происходящего. Визуальные образы автоматически становятся частью личного опыта читателя. Не нужно подбирать эмоционально-нейтральные слова или строить фразу так, чтобы она не вызывала вопросов у читателя. Картинки нашего комикса были срисованы с фотографий реальных локаций в библиотеке и передают фактуру и атмосферу предельно объективно. Текст героя в данном случае выступает в роли дополнения (реплики, комментарии, обозначения места и времени). 

Другая важная особенность путеводителя заключается в том, что рисунок передает ощущение руки художника, ощущение, что всё изображенное в кадрах кто-то уже видел и теперь делится своим взглядом. Таким образом, предполагается, что всё изображаемое в комиксе не только имеет место в реальности, но и сознательно выделено автором комикса как значимое, а все мелочи опущены, не изображены. И это важное отличие от фотографии, где в кадр попадает вообще всё и читателю-зрителю может быть сложно выделить главное, на чём следует сконцентрировать внимание.

 

 

Фон, объекты, детали интерьера — всё это в комиксе реалистично. А вот персонаж — образ до определённой степени абстрактный, любой читатель может соотнести себя с ним. Такой эффект особенно часто используется в приключенческих комиксах и в историях, посвящённых формированию у читателя социальных навыков и отработке различных поведенческих моделей. Если бы мы имели дело с фотографией, то персонаж в фотографической социальной истории был бы конкретным человеком и у зрителя не возникало бы желания ассоциировать себя с ним.

На всём этапе подготовки комикса мы руководствовались комментариями и рекомендациями эксперта, который сам находится в спектре аутизма и является руководителем проекта помощи людям с аутизмом Autistic City. Вопросы для обсуждения были следующие: отбор локаций для включения в путеводитель, ракурс фотографий, освобождение рисунка от перегружающих деталей, выбор персонажа из нескольких подготовленных иллюстратором, текст и структура реплик героя, выбор цветовой палитры и шрифта. Тем самым в полной мере был реализован один из главных принципов инклюзии — «ничего для нас без нас», который помог найти ответы на многие вопросы и позволил более уверенно работать над комиксом.

Ещё одна особенность визуального путеводителя — структура и ясный язык реплик персонажа. Предложения построены по одному из правил социальных историй — повествование ведётся от первого лица, что позволяет человеку с аутизмом ассоциировать себя с героем, предложения утвердительные, не содержат отрицаний, максимально лаконичные и простые, без метафор и образных выражений, например: «В залах библиотеки я могу воспользоваться компьютером» или «Найти нужный зал мне поможет указатель».

Таким образом, визуальный путеводитель «Я иду в библиотеку!», выполненный в жанре комикса, который всегда интересен молодёжи, поможет познакомить с ресурсами и возможностями библиотеки новых посетителей, в том числе с аутизмом и другими ментальными нарушениями, позволит им легче запомнить большой объём информации, а также вовлечь их в событийную программу библиотеки. При необходимости пользователь сможет вновь обратиться к увиденному во время одиночного посещения или групповой экскурсии по библиотеке через повторное прочтение комикса. 

Визуальный путеводитель «Я иду в библиотеку!» доступен по ссылке.

2 комментария

  1. Учитывая, что в последнее время у молодежи появился интерес к искусству в масштабах, которые мы не знали с 90 годов, мне кажется есть смысл попробовать «навязать осторожно» смысловые нормы нашей советской достаточно развитой культуры в массы, так как, с моей точки зрения они потеряны. Например, слово комиксы можно было бы заменить словом кукрыниксы. Но так как идет спецоперация, то стоит упор делать на чистое искусство, так как молодежь умеет выражаться достаточно прямо, а это может оказаться не всем по нутру.
    Например, посмотреть на картину
    http://belghm.ru/o-muzee/kollekcii-istoriya-bgkhm/kollekcii/grafika/kukryniksy-1084/
    и оьбсудить шутливо, похож ли этот персонаж на Попандопуло из фильма «Свадьба в малиновке»

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*