Марсель Македонский: «Текст создаёт себя сам, мне остаётся только записывать»

Фото: Катрин Давыденко

В 2022 году в РГБМ стартовал цикл мастер-классов «Язык доведёт» для тех, кто хочет решать свои повседневные задачи, связанные с письменной коммуникацией, эффективнее. Один из ведущих мастер-классов — Марсель Македонский, ведущий копирайтер Фонда ММК и автор популярного блога в «Яндекс.Дзен» о кино. Наш корреспондент пообщалась с Марселем: как ему удаётся «жонглировать» сразу несколькими своими видами деятельности, с чего стартовать в профессии копирайтеру, откуда брать темы для публикации и о том, существует ли универсальная формула привлечения внимания читателя. Об этом и о многом другом читайте в интервью.

 — Почему решили начать зарабатывать словом? Интерес к гуманитарной сфере был всегда? 

 — Всегда. У меня социологическое образование, однако уже на последних курсах я много писал — стихи, прозу, сценки для КВН. После обучения несколько лет проработал аналитиком, но душа всё равно требовала чего-то другого. Тогда начал уже сочинять не только стихи, но и сценарии короткометражных фильмов, а спустя какое-то время понял, что хочу писать для рекламы. Оставил аналитику и устроился в рекламное агентство — писать сценарии для видео- и аудиорекламы. Чуть позже расширился до статей, постов, лендингов. В то время мне казалось, что я знаю о русском языке всё. Через полгода я понял, что нужно немного подучиться. Сейчас, одиннадцать лет спустя, мне даже сложно представить, сколько ещё предстоит узнать. Чем больше знаешь, тем меньше знаешь.

 — Профессионально вы развиваетесь сразу в нескольких направлениях: как редактор, копирайтер, сценарист и автор блога. Какое из них всё-таки ведущее?

 — Мне нравится жонглировать — это сохраняет гибкость ума и не даёт глазу замыливаться. Например, в январе я очень активно вёл блог, потом понял, что он меня не вдохновляет так сильно, как мне бы того хотелось. Я сказал себе: хорошо, снижаю активность в блоге и концентрируюсь на других направлениях. И в феврале я блог перевёл в пассивный режим, а сам с удовольствием окунулся в переводы статей с английского на русский (как раз для Фонда ММК) и в сценарии презентационных роликов. Со стороны может показаться, что я всё время занимаюсь текстами. Глобально так и есть, однако не стоит забывать про их многообразие. И про то, что для каждого из них есть свои правила создания. А ведь какие-то правила можно и нужно нарушать — ради читательского внимания, ради маркетинговой цели, ради собственного профессионального саморазвития.

 — И в копирайтинге, и в сценарном искусстве, и в блогинге используются свои методы привлечения и удержания внимания читателя. Есть ли в них общий элемент или универсальная формула?

 — Почти. Один текст может развлекать, второй — информировать, третий — интриговать, а четвёртый вообще — висеть на сайте больше для машинного поиска, нежели для живого посетителя. Так что тут главное — определиться с задачей текста и с его целевой аудиторией. Потом уже начинают действовать законы для каждого конкретного случая. Текст создаёт себя сам, мне остаётся только записывать.

 —  Часто новичок, который хочет реализоваться в копирайтинге, не знает, как заявить о себе. С чего бы вы посоветовали начать, чтобы о тебе узнали, стали приглашать в проекты?

 —  Сейчас очень популярна модель быстрого взлёта и заработка — тренд эпохи. А копирайтинг — это вообще не про скорость. Ты изучаешь правила русского языка — потому что тексты должны быть грамотными. Потом изучаешь правила маркетинга — потому что большинство заказов создаются с коммерческими целями, прямыми или косвенными. Затем читаешь чужие тексты и разбираешь их на составные части — чтобы понять, где там творчество, а где маркетинг. И только после этого начинаешь писать сам.

А что касается прикладного совета: пускай новичок идёт на биржи копирайтинга, их сейчас много, и берётся за все заказы — не важно, сколько за них платят. Цель таких заказов не заработок, а опыт. Человек набивает руку, набивает шишки, начинает формировать портфолио. Когда портфолио будет готово, можно и ценник повышать, и становиться более избирательным в заказах.

Как видите, это не быстрое дело. И прежде, чем вы будете получать приглашения в другие страны на брифинг и встречи творческих групп, пройдут годы.

 — Площадка «Яндекс.Дзен» даёт своим авторам возможность зарабатывать. Как скоро можно выйти на монетизацию блога?

 — У всех по-разному. У меня ушло почти полгода, у моего друга — меньше месяца. Большинству так и не удаётся. Опять же всё зависит от цели. Я создавал блог про кино, чтобы набрать большую аудиторию и получать приглашения на пресс-показы, премьеры и закрытые мероприятия. Когда моя месячная аудитория превысила сто тысяч человек, я достиг этой цели. Потом стал получать приглашения на выставки и на театральные представления. А монетизация для меня стала приятным дополнением. Если бы я создавал блог в первую очередь для заработка, думаю, действовал бы иначе.

 — Блогеру нужно постоянно генерировать большое количество тем для публикаций. Откуда брать темы, как стимулировать воображение?

 — Мне очень нравятся слова Ника Кейва про вдохновение. Музыкант утверждает, что люди жалуются на отсутствие вдохновения, когда хотят скрыть недостаток таланта или работоспособности. Вот то же самое с темами для публикаций. Человек, который погружается глубоко в определённое направление, просто генерирует тему за темой. Там нет проблемы, о чём писать. Скорее, другая: когда всё успевать написать?

Более того, всегда можно сделать шаг в сторону — например, отредактировать чужой материал. Пока его редактируешь, появляются идеи для собственных текстов. Стоит помнить и про чтение материалов на свою тему — появляются новые идеи, взгляды, версии. Где-то вы с автором соглашаетесь, где-то — мысленно дискутируете. И — вот оно! — идея для нового материала готова. Когда я начинал вести свой блог, я поначалу долго думал над тем, что бы такого написать. Недавно моему блогу исполнилось три года. За это время я выложил более полутора тысяч текстов, которые прочитали более девяти миллионов человек. И у меня контент-план составлен примерно до середины 2023 года. Так что тем полно — стоит только копнуть глубже.

Вопросы задавала Елизавета Лазуткина

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*