Сергей Комаров: Об искусстве «не как на фотке»

Старинный Особняк Носова, филиал РГБМ, налаживает и поддерживает связь между искусством современности и творческим наследием ушедших эпох — в том числе благодаря проекту «Сохраняя традиции прошлого». В его рамках регулярно проходят выставки реалистической живописи. В XXI веке трудно говорить об искусстве так же, как в веке XIX, но в то время как одни заняты поиском новых форм и смыслов, нередко в ущерб технической стороне, другие оттачивают академическое мастерство, наполняют идейным содержанием уже «явленные миру» образы и защищают от выцветания и даже окончательного исчезновения богатые достижения минувших столетий. О проблемах современного реалистического искусства наш корреспондент поговорил с художником Сергеем Комаровым, преподавателем кафедры живописи Московского государственного областного университета.

Сергей, вы руководите творческим объединением художников при Московском купеческом собрании, которое считает, что необходимо уделять внимание проблеме возрождения искусства. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

— Основная наша задача — целенаправленная деятельность, которая поддерживала бы традиции искусства, талантливых художников. Сейчас всё в основном завязано на медийности, а медийность — явление стихийное, поэтому просачивается очень много неумелого искусства. Оно заполняет собой весь эфир, и для «нормального художника», который тратит своё время и силы на то, чтобы писать картины, а не на то, чтобы раскручивать себя в соцсетях, — для него просто не находится места в этом мире. Разные другие организации, конкурсы никак не способствуют реализации художника: максимум грамотку дадут или какую-нибудь медальку — и всё. И дальше про этого человека успешно забывают.

— Но это ведь относится не только к изобразительному искусству?

— Конечно, эта проблема сейчас в целом остро обозначилась в культуре, поэтому и возникает деятельность, подобная нашей. Со временем мы будем расширять своё творческое объединение, а цель его заключается именно в том, чтобы найти для художников возможность самореализации.

— Однако изменения в сфере коммуникации, в сфере производства неизбежно влекут за собой изменения в сфере искусства…

— Разумеется, но я не согласен с тем, что эти изменения должны включать в себя полный отказ от реалистического искусства или приведение его к таким примитивным формам, как фотореализм или наивное искусство, дилетантское. Массовая коммуникация, конечно, накладывает на всё свой отпечаток, но мы не должны терять того, что достигли в прошлом. Ведь были потрясающие достижения в области художественного. Если мы сейчас о них забудем, потом придётся открывать их же заново. 

— Может, это даже породит какое-то новое направление?

— Новое всегда лучше производить, опираясь на имеющееся, нежели просто поднимать из руин. Сейчас есть цифровое искусство, но не так уж важно, чем мы рисуем — маслом, на компьютере, карандашом, — неважно, чем мы это делаем, главное — мы теряем идейную составляющую, то есть идеи, заключающиеся в визуальных образах. Если мы возьмём современное искусство, какие-нибудь проявления абстракционизма, то сейчас даже там многое теряется; художники просто подражают чему-то, что они видели, а сами ничего не чувствуют, не переживают по-настоящему. Если мы говорим про реалистическое искусство, то зритель часто хочет, чтобы было «как на фотке», и художник рисует «как на фотке». Но смысл искусства — дать оценочную авторскую характеристику и выразить свои идеи, поэтому там не должно быть «как на фотке», там должно быть иначе: художник показывает что-то зрителям, он обращает их внимание на что-то.

Но кто теперь считается художником? Студент, рисующий «стадики» (жаргонный термин в студенческой среде, обозначающий учебное рисование. — Прим. ред.), гипсовые головы: и вот ученики делятся этим друг с другом, считая, что занимаются искусством. Но это совершенно не так. 

Бесконечные наброски — это несерьёзно. Человек не хочет двигаться дальше, потому что у него уже есть множество лайков и ему не надо создавать ничего великого, он не испытывает в этом потребности.

— Может быть, сейчас просто эпоха без величия?

— Это так, если мы говорим о том, что сейчас действительно происходит упадок культуры. Эпоха культуры прошла, настала эпоха потребителя. Поэтому мы сотрудничаем с организацией сохранения культурного наследия. Наша задача не создать что-то новое, а сохранить то, что было найдено, не дать этому исчезнуть. Многие молодые художники работают, создают действительно замечательные вещи, но они задыхаются, им надо помочь.

— Тем не менее вы различаете наивное искусство как направление и наивное искусство в плане наивности подхода?

— Разумеется. Неумелая работа отлична от работы художника в похожем стиле, потому что когда художник применяет тот или иной образный язык намеренно, это всегда видно. И когда художник делает что-то случайно (в данном случае «не-художник», ученик), то это тоже видно. Популярное наивное искусство в начале прошлого века доказало свою несостоятельность. Потому что потом — если говорить об отечественном искусстве — всё равно был возврат к очень мощному реализму, который даже вышел на следующий уровень, в чём-то превзойдя достижения XIX века.

— Вы говорите о соцреализме?

— Да, достижения были потрясающие. Возможно, они не были очевидными для зрителя, и не очень поняты сейчас, потому что это искусство находится в опале; мы знаем Серова, Репина, но мы не знаем художников, которые были после них. А художники были замечательные, их произведения были замечательные. Здесь роль играет определённая идеологическая обстановка, потому это искусство и его достижения сознательно замалчиваются. Но то, что мы предпочитаем на что-то закрывать глаза, не означает, что достижений не было. Люди, которые это изучают, нередко совершают открытия и очень удивляются тому, что видят.

Я учился у народного художника России — Виталия Борисовича Попова, можно сказать, что он меня заразил этими идеями, а я в своей преподавательской деятельности заражаю этими идеями уже моих учеников. Так, потихоньку, мы стараемся продолжать дело сохранения традиций реалистического искусства.

Вопросы задавала Маргарита Истомина

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*