Новые тренды в психотерапевтическом пространстве библиотеки

Наталия Талызина

В последние годы услуги психологов становятся всё более востребованными. Люди всё чаще ищут помощи у психологов, чтобы справиться с непростой ситуацией, в которой они оказались из-за эпидемии коронавируса или по другим причинам.  С какими проблемами обращаются к психологу посетители библиотек? Результатами своих наблюдений и исследований делится психолог Российской государственной библиотеки для молодёжи.

Только за 2021 год я провела 285 консультаций. Диапазон расстройств, с которыми посетители нашей библиотеки обращались в кабинет психологической консультации в последние пару лет, очень широк: от апатии до депрессий и панических атак. Различные коронавирусные ограничения, удалённая работа, боязнь заболеть, постоянное нахождение человека дома — всё это провоцирует негативные психологические эффекты. А у переболевших COVID-19 отмечаются характерные симптомы посттравматического стрессового расстройства: ночные кошмары, частичная амнезия, эмоциональная нестабильность и панические атаки. Причём эти проявления могут возникать спустя многие месяцы. Чаще всего обращались за помощью женщины в возрасте 19−35 лет (70% от общего числа обратившихся за консультацией).

Больше проблем — больше работы у психолога. 

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой у людей появилось большое количество негативных переживаний. Новые условия жизни нарушили привычные адаптационные механизмы, что повлекло за собой и целый пласт новых проблем. В период пандемии наметился значительный рост социальной тревожности, депрессий, расстройств сна, обсессивно-компульсивных расстройств (неврозы навязчивых состояний), усилился страх смерти и т.п. Постоянное беспокойство часто сопровождается ощущением напряжения в теле и вегетативными реакциями (головокружение, головные боли, сердцебиение и т.д.). Крайними формами тревожного расстройства считаются фобии и обсессивно-компульсивные расстройства. Их центральный элемент — страх. Единственный способ избавиться от этого чувства напряжения — избегание ситуаций, вызывающих его. Поэтому люди начинают по несколько раз перепроверять, выключены ли электроприборы, закрыта ли дверь, постоянно звонить близким и узнавать, всё ли с ними в порядке и т.п.

В 2021 году с запросом по поводу тревоги к психологу-консультанту обращался каждый второй клиент (65%). Тревожный человек обладает такими качествами, как неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, для него характерны чрезмерно высокие требования к собственной личности и результатам своей деятельности, психологическая зависимость самооценки от внешних факторов — мнений, критики, одобрений других людей, а также негативное мышление, проявляющееся в отборе негативной информации о себе и окружающем мире. 

К сожалению, повышенная тревожность нередко перерастает в депрессию, сопровождающуюся не только сниженным настроением (более 2—3 недель), но и ослабленной концентрацией внимания и памяти, двигательной и волевой заторможенностью. В этом состоянии человек не способен решать свои проблемы и постоянно ощущает слабость и отсутствие сил. Всё это порождают фрустрацию и заставляет человека отстраняться от его жизненной ситуации с помощью защитных механизмов, таких как: перенос ответственности (если клиент думает, что его ситуацию создал кто-то другой, то отпадает необходимость что-то менять в себе), отрицание ответственности (он «безвинная жертва» событий, которые сам постоянно провоцирует), избегание автономного поведения (он знает, как можно помочь себе, но ничего не делает), компульсивная деятельность(компульсия — это навязчивое действие, совершаемое человеком для того, чтобы избежать чувства тревоги,которая рано или поздно заканчивается разочарованием в её результатах), уход от проблемы (это могут быть занятия, которые позволяют отвлечься и структурировать время, например, хобби), нигилизм (пренебрежительное отношение ко всем смыслам, которые другие находят в своей жизни) и т.д.

Психолог работает с защитами клиента различными способами, например, направляет внимание клиента на его темы смерти, ответственности, одиночества, отсутствия смысла и обсуждает их вместе с клиентом. Он замечает и интерпретирует защиты клиента, указывая ему на них, и помогает понять, что же за ними стоит. В процессе работы психолог старается раскрыть чувства и переживания клиента, освободить его от различных блоков, которые не позволяют эти желания выразить, и далее — найти способ более адекватной реализации его потребностей.

Тревожность обычно сочетается с эмоциональной неустойчивостью, чаще всего проявляющейся через взрывные эмоции, которые невозможно контролировать. И если в общественных местах люди ещё могут сдержать себя, то среди родных и близких этот контроль практически полностью теряется. И тогда незначительные промахи, например, разбросанные вещи, приводят к неконтролируемой агрессии (направленной вовне) или аутоагрессии (агрессия, направленная внутрь, на самого клиента). Отсюда значительное увеличение числа агрессивных пациентов (15%). Аутоагрессия, или саморазрушение, может проявляться в пьянстве, наркомании, игромании, склонности к опасным профессиям и видам спорта, нанесении себе различных ранений и т.п. В её основе лежит неспособность личности принять себя и неумение испытывать положительные эмоции. Ненависть к себе, непринятие каких-то своих особенностей (внешних или внутренних), обида на себя – всё это становится причиной аутоагрессии. Человек пытается уничтожить то, что ему в себе не нравится. Цель психотерапии — выявить первопричину, то есть главный травмирующий и стрессогенный фактор, и научить клиента справляться с негативными переживаниями, выпускать агрессию социально приемлемым способом, не причиняя вреда себе или другим.

На второе место сместились клиенты с коммуникативными проблемами (55%), которые обострила пандемия.  Для кого-то подобные проблемы возникли из-за дефицита общения (эти люди страдают от вынужденного одиночества), а для кого-то усилилось уже наметившееся ранее нежелание вступать в любые социальные контакты. Уход в онлайн увеличил и социальную дистанцию. Межличностные связи теперь больше строятся не на душевной близости, а, скорее, на удобстве. Люди постепенно переходят на западный стиль коммуникации, что лишает человека возможности доверительно обсуждать с другими людьми свои проблемы.

Ещё до пандемии появилось новое общественное явление, получившее название «хикикомори». Хикикомори добровольно выбирают путь «цивилизованного» отстранения от мира. Они прячутся от реальности в своей комнате, где создают собственную вселенную с помощью видеоигр и интернета. В пандемию увеличилось число людей, которые не хотят и не могут возвращаться в реальную жизнь. При этом длительное отсутствие контактов безусловно сказывается на их психике. Среди отрицательных последствий такого затворничества — ухудшение состояния здоровья и испорченные отношения со знакомыми.

В процессе работы с психологом постепенно запускается в действие внутренняя спираль адаптации. Социальная тревога снижается, самооценка повышается, а потребность закрыться от окружающих ослабевает.

Возросло число обратившихся к психологу пациентов с расстройствами пищевого поведения (8%). Зачастую оно проявляются в двух формах: сниженный аппетит (крайний вариант — анорексия) и повышенный аппетит (булимия).

Анорексия — это критическое снижения веса. Человеку хочется похудеть ещё и ещё, он прибегает к экстремальным диетам, слабительным и мочегонным препаратам. При этом важные функции организма постепенно начинают отключаться. У женщин первым проявлением анорексии становится отсутствие менструаций. А после отказывают и другие жизненно важные органы. Булимия — это патологически высокий аппетит. Не просто лишний вес, а компульсивное и неконтролируемое желание есть. В тяжёлых случаях обратившиеся за помощью говорят, что желудок уже не вмещает пищу, но они не могут остановиться и продолжают есть. При этом расстройстве не происходит психического насыщения едой. Также нередко люди с этой проблемой специально вызывают у себя рвоту — тогда булимия может перейти в состояние анорексии.Практика психотерапии показывает, что такие люди склонны непомерно завышать социальные стандарты по отношению к самим себе и страдают перфекционизмом. На уровне мышления эти нереалистичные стандарты буквально отгораживают женщин от полноценного общения с другими людьми. Одна из наиболее значимых особенностей данной группы состоит в том, что пищевыми расстройствами страдают только женщины. Согласно современным исследованиям, причины данного расстройства делятся на психологические (стресс, психологические травмы, внутренние конфликты), социальные (принятые стандарты моды и фигуры), физиологические (травмы, заболевание различных органов и систем) и биологические (генетическая предрасположенность), а также их совокупность. Одна из главных задач в работе с нарушением пищевого поведения заключается в том, чтобы помочь человеку в осознании и принятии существующей проблемы. Психологом проводится работа по диагностике причин навязчивого поведения, выявлению возможных неудовлетворенных потребностей, а также ресурсов, которые помогут человеку справиться с внутренней неуверенностью, придадут ему силы для дальнейшей работы. Необходимо чёткое осознание деструктивных поведенческих паттернов. Психолог учит клиента справляться с трудностями при удовлетворении самых различных потребностей, начиная от запрета на личное счастье и удовольствие.

Особенно хочу отметить то, что к психологу начали обращаться посетители с проблемами, о которых раньше говорить стеснялись, а некоторые вообще о них никому не рассказывали — сюда относятся психические расстройства, сексуальное насилие и наркомания (7%). Согласно статистике, за год пандемии число россиян с диагностированными психическими расстройствами выросло на 10—30% в зависимости от региона страны. Обсуждение этих ранее табуированных тем говорит о значительно большем, чем ранее, доверии к психологу. Клиенты перестали стесняться своей особенности, научились относиться к психической болезни так же, как к физическому заболеванию. Тоже можно сказать и о пережитом сексуальном насилии. 

Можно выделить несколько групп наиболее распространённых  последствий сексуального насилия: изменения в представлении своего «я» (низкая самооценка, неприятие себя и деперсонализация); изменения в интерперсональных отношениях (изолирование, прекращение близких отношений, неспособность довериться);  эмоциональные последствия (тревога, депрессия, злость, стыд, чувство вины); когнитивные последствия (амнезия травматических событий, отрицание, постоянное оживление травмы в сознании); физические реакции (психосоматические боли, нарушения сна, сексуальные проблемы); изменения в поведении (деструктивное поведение, суицид, нарушения питания, употребление алкоголя и наркотиков). Клиенты считают самораскрытие важным как из-за выплеска эмоций, так и из-за реакции на эту откровенность со стороны терапевта. Важно раскрыться и почувствовать, что тебя и после произошедшего принимают и поддерживают. Чувство стыда, тревога и страх в терапии всегда создают сопротивление. Оно тесно связано с постоянным вторжением травмы в ежедневную жизнь клиента и желанием уйти от этого опыта, избеганием воспоминаний, отрицанием чувств.  Клиенту важно помочь не только говорить или рассказывать о травме, но и научиться использовать отношения с другими для того, чтобы они помогли ему исцеляться.

Увеличилось число клиентов, обращающихся по поводу трудностей в организации своего рабочего дня (7%). Удалённая работа привнесла дополнительный стресс, поскольку не так просто организовать себя в домашних условиях. Если индивид разбалансирован и у него нет хороших навыков самостоятельной работы, того что называется тайм-менеджментом, то он чувствует свою изолированность, и это его угнетает. Психологи помогают ему найти опорные точки в организации рабочего дня.

Подводя итоги, можно сказать, что тематика запросов посетителей к психологу библиотеки изменилась в сторону роста тревожных клиентов, повышения агрессивности, обострения коммуникативных проблем, обсуждения ранее табуированных тем.

Мы видим, что проблемы, с которыми обращаются за помощью посетители библиотеки, очень разнообразны. При этом психолог входит в жизнь людей не только как ресурс для решения сложных ситуаций, но и для оказания им поддержки. От психолога здесь требуются различные поведенческие установки: предложение специфического общения, поощрение самонаблюдения, прояснение понятия ответственности и т.п. Терапевтические действия направлены на устранение препятствий на пути пациента: что, например, мешает пациенту любить другого человека, что регулярно портит его отношения с другими людьми, почему так мало удовлетворения приносит работа, что мешает ему найти работу, соответствующую его талантам, и т.п. 

Сегодня обращение к услугам психолога — определённо тренд. Стало модным интересоваться не только физическим здоровьем (ходить в спортзал, правильно питаться), но и заниматься личностным ростом, психологическим здоровьем, развиваться. Вводится в обиход термин «психологическая гигиена» — когда работа идёт не только с большой проблемой или кризисом клиента, но и с поддержанием его комфортного душевного состояния. Как писал И. Ялом, психолог «помогает разобрать „завалы”, которые мешают многим из нас услышать потребности нашей души и в полную силу реализовать жизненный потенциал». Думается, что в ближайшие годы мы можем прогнозировать дальнейший рост рынка психологических услуг.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*